Каратэ – японское боевое искусство визитной карточкой которого являются сокрушительные удары руками и ногами, наносимые в уязвимые точки человеческого тела.Каратэ зародилось на острове Окинава, самом большом из островов архипелага Рюкю, где вплоть до последней трети XIX в. существовало королевство Рюкю, находившееся в двойной вассальной зависимости от Японии и Китая.
Название «каратэ» в дословном переводе с японского означает «пустая рука». Однако, с учетом того значения, которое слово «тэ» имело в окинавском диалекте, более правильным является перевод «искусство боя без оружия» или «рукопашный бой».
Ранний период развития этого боевого искусства неразрывно связан с исторической судьбой Окинавы. Ее население образовалось в результате смешения нескольких миграционных потоков с севера и юга. В исторический период уже с глубокой древности этот остров находился под перекрестным культурным влиянием более развитых культур Китая и Японии, что наложило неизгладимый отпечаток на культуру архипелага Рюкю, сохранившую, тем не менее, свой особый колорит.
Суровые, несмотря на теплый муссонный климат, условия жизни на Окинаве – частые ураганы, преобладание гор и малая площадь пригодной для пахоты земли – предопределили ее сильное отставание в культурном развитии, в сравнении с соседними Японией и тем более Китаем. Так, появление письменности на Окинаве датируется XIII в., распространение железных сельскохозяйственных орудий – XIV в., объединение страны в ее географических пределах – началом XV в., а оформление централизованного государства – XV-XVI вв.
Не удивительно, что многие аспекты цивилизации при таких внутренних условиях были привнесены извне – из Китая и Японии. Одним из таких элементов привнесенной из Китая культуры было и каратэ. И совсем не случайно это слово первоначально записывалось иероглифами, которые дословно означают «китайская рука» или, что правильнее, «китайский рукопашный бой».
Вопрос об истоках каратэ до сих пор остается дискуссионным, но основную роль в его формировании, бесспорно, сыграли различные стили ушу китайской провинции Фуцзянь – Кулак белого журавля, Кулак архатов и др. Проникнув на Окинаву в XVIII – XIX вв., эти стили испытали на себе влияние местного рукопашного боя, известного под названием «тэ», а также японских боевых искусств, прежде всего фехтования мечом, и трансформировались в самобытные окинавские школы, которые и явились фундаментом современного каратэ.
О времени проникновения стилей ушу или их фрагментов на Окинаву историки спорят. В качестве возможных точек отсчета указывают на 1392 г. – время образования в деревне Кумэ, неподалеку от крупнейшего на Окинаве порта Наха (ныне столица префектуры Окинава), колонии китайских иммигрантов – так называемых «36 семей из провинции Фуцзянь». На XIV – XV вв. – время развития дипломатических и торговых отношений с Китаем. Наконец, на середину XVIII в., когда на Окинаву прибыл некий мастер ушу «Кусянку», о чем упоминает один из письменных источников.
В качестве важных факторов, способствовавших развитию приемов боя руками и ногами на острове, ссылаются на двукратный запрет хранения и ношения оружия.
В первый раз радикальное разоружение было прове¬дено в годы правления короля Сё Син (1477-1526), который хотел предотвратить вооруженные выступления своих политических соперников – незадолго подчиненных его власти местных феодалов.
Второй запрет датируется началом XVII в. В 1609 г. японский князь Симадзу Иэхиса вы¬садился на Окинаве с 3-тысячным войском. Небольшая коро¬левская дружина была разбита. Короля обязали ежегодно пла¬тить японцам тяжелейшую дань. Чтобы пресечь возможные выступления порабощенных островитян, Симадзу запретил владение оружием. Правда, этот запрет не распространялся на всех дворян, а у крестьян оружия все равно не было. Надо отметить, что, вопреки распространенному мнению, никаких нападений на очень немногочисленных японцев, находившихся на острове, со стороны мастеров каратэ в источниках не зафиксировано. Скорее, каратэ являлось одним из аспектов культуры и образа жизни дворянства, стремившегося подражать китайской интеллигенции, для которой практика ушу была нормой, нежели «невидимым оружием» обездоленных крестьян.
Согласно устной традиции, мастера каратэ на Окинаве были уже в начале XVIII в., однако относительно точные и проверяемые сведения относятся только к XIX в., когда на острове сформировалось несколько направлений каратэ, которые различались, прежде всего, методиками подготовки и нормативными стандартными комплексами ката, воплощающими в себе технику и тактические установки школы.
Традиционно, эти стили называют по местам их практикования: Сюритэ – «Рукопашный бой города Сюри», Томаритэ – «Рукопашный бой города Томари» и Нахатэ – «Рукопашный бой города Наха».
При этом, однако, нужно иметь в виду, что эти названия появились лишь в начале ХХ в. как обозначения тогдашних местных стилей каратэ. Так, название «Сюритэ» первоначально использовалось лишь для обозначения стиля мастера Итосу Анко (1830—1915), который в действительности синтезировал знания, полученные от сэнсэев Нагахамы из Нахи, Гусукумы из Томари и Мацумуры из Сюри.
Название же «Нахатэ» применялось лишь для обозначения стиля мастера Хигаонна Канрё (1853-1915), который полтора десятилетия изучал ушу в Китае в провинции Фуцзянь.
Соответственно, возникают сомнения в том, насколько правомерно использовать эти названия для обозначения более ранних авторских стилей мастеров из соответствующих населенных пунктов, поскольку эти стили серьезно отличались от «Сюритэ» Итосу Анко и «Нахатэ» Хигаонны Канрё.
Тем не менее, практически во всех публикациях японские авторы используют названия «Сюритэ» и «Нахатэ» и применительно к более ранним мастерам и их авторским стилям.
В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце, в том числе в королевской охране. В их среде и зародилось течение Сюритэ. Главную роль в его оформлении сыграли Сакугава Канга и его ученик Мацумура Сокон.
Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой – бодзюцу.
Мацумуру устная традиция называет учеником Сакугавы. Он был выдающимся мастером боевых искусств, учился и на Окинаве, и в Китае, и в Японии, и не только освоил китайско-окинавское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат в японской школе искусства меча Дзигэн-рю, благодаря чему позднее привнес принципы японского фехтования на мечах (в частности, принцип «иккэн хиссацу» – «одним ударом наповал») в каратэ. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство района Сюри, имел массу учеников, и его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко.
Учеником Мацумуры был и Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ. Итосу приложил большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу Педагогического училища и Средней школы № 1 на Окинаве, лично стал преподавателем по этому предмету. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и другие и разработал серию ката Пинъан (или Хэйан). Удалив из них опасные боевые технические приемы и превратив их в гимнастические комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для начинающих, в первую очередь – для школьников.
У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато Анко; «Сёто» – литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй Мабуни переехал в Осаку и приложил большие усилия для распространения каратэ на западе острова Хонсю. Сэнсэй Фунакоси переехал в Токио и распространил каратэ на востоке Хонсю.
|